ИСТОРИЯ КАМИНА
Даже приблизительную дату появления первого камина назвать затруднительно, поэтому можно с полной уверенностью говорить только о том факте, что его прямым предком был обычный костер в пещере первобытного человека. Прошли века, в течение которых изменения в конструкции прародителей каминов состояли лишь в появлении дыры в потолке пещеры для выхода продуктов горения и подвешивании конуса над пламенем для сбора дыма. Так что о более-менее похожих на современные камины отопительных устройствах можно говорить, лишь имея в виду римские печи больших размеров с топками открытого типа. Дым от сгорания дров в них через прямую трубу уходил в атмосферу.
В средневековых замках и европейских зданиях готического типа строились камины огромных размеров из грубых булыжников. Высота топок в них достигала двух метров, а размеры самого устройства могли быть величиной со среднюю комнату. Таков сохранившийся до наших времен камин во французском аббатстве Сен-Мишель. В те времена эти отопительные устройства кроме выполнения своей прямой функции обогрева жилища могли служить рабочим оборудованием. В них выливались свечи, красились ткани, коптилось мясо. Сам камин представлял независимую конструкцию, не связанную со стенами строения, труба поддерживалась массивными столбами.
В ходе дальнейших изменений камин переместился в угол помещения или к его тыльной стене, где находится и до сих пор. Следующим значительным этапом развития стало совмещение топки и дымохода со стеной, причем форма устройств менялась в зависимости от стиля эпохи и страны. С течением времени задняя стенка закрывается панелями из чугуна, украшенного орнаментом из растений, изображениями животных и птиц. Используется мрамор и бронза, на каминную полку ставятся зеркала, канделябры со свечами, вазы. Топка закрывается каминным экраном с рисунком.
В эпоху Ренессанса появились характерные камины «машероне» в виде человеческого лица, которые в дальнейшем превратились в камины-скульптуры из медных листов, изогнутых в причудливые формы. И только в XVIII Румфордом был разработан и изготовлен камин с достаточно высокими теплотехническими характеристиками, частично направляющий вырабатываемую тепловую энергию в комнату. Конструкция предусматривала топку небольшого размера и заднюю стенку, способную отражать тепло. Тем не менее, теплотворная способность каминов оставалась по-прежнему низкой, поэтому постепенно они перешли в разряд декоративных элементов помещений, полностью уступив функцию их обогрева печам. Зона перед открытой топкой с горящим огнем стала местом для отдыха хозяина и гостей и неспешных бесед за чашкой чая. На рубеже XVIII и XIX веков в Англии был построен камин с характерными пропорциями топочного отверстия квадратной формы, до наших времен так и называющийся «английским камином».
В ХIХ веке стиль барокко приходит в упадок, в моду входит ампир и камины изготавливаются в основном из мрамора. Постепенно роскошь и помпезность надоедают, в моде главенствует стиль кантри. В соответствии со сменой стилей меняется и внешний вид каминов.
В суетливом ХХI веке камин придает интерьеру стандартных жилищ привлекательность и уют, способствуя снятию стрессов и полноценному отдыху после работы. Неспешная беседа в зоне отдыха перед огнем камина поддерживает здоровый психологический климат в семье, придает красоту интерьеру холла. Ко всему прочему, правильно устроенный камин прекрасно проветривает помещение, что немаловажно для создания здорового микроклимата.
Для стиля хай-тек характерно обилие стекла и полированного металла в оформлении, использование керамики и огнеупорного пластика. Резкие линии в оформлении и космические формы, отсутствие портала, топка на подвесных конструкциях – все эти характерные детали говорят о совершенствовании технологий и постоянно идущем процессе обновления.
|